ЕЛЕНА ЗАРУБОВА
Редко удается пересказать цвет астр, их горчащий
осенний
запах, пересказать прикосновение любимого человека...
Попробую наудачу раскрыть
страницу в истории живописи, и это будет рассказ о мастере-живописце
Елене
Зарубовой (ЕЗ) - еще одна игра в термины и сопоставления - в лапту,
чтобы
поймать словом, как ладонью, ускользающую красоту зрительных образов ее
картин.
Картины... их сюжеты просты, но ЕЗ изящна и тонка в мотивировке каждого
цветоносного лепестка на поле холста. Она зажигает в окне, картине
длящийся
свет. Раздвигает шторы стены, а за ними , - "Летящие птицы, Вдвоем,
Мозаика
фонтана, Полет над радугой"... Много желтого прозрачного сна и синих
задумчивых
пространств. Мир подсвечен изнутри золотистым ожиданием чуда. Художник
в своей повествовательной манере узнаваемо автобиографичен. Это ее
сны-видения,
это ее свет чувств открывается нам. Словно осыпалась пыльца с крыльев
задумчивых
птиц и улеглась так, что проступили образы. И так всегда , художник
окрашивает
пространство-невидимку своим цветом и оно становится видимым для нас.
Мо
Ди задолго до рождества Христова призывал осуществлять принцип всеобщей
любви, подразумевая углубленное созерцание через любовь к живому ,
рядом.
И ЕЗ своими работами ведет этот разговор о любви доверительно искренне.
Я думаю, заглядывая в ее мир, что творчество - это процесс самообучения
любви, перенос этого процесса на зрителя через живопись, со-творение
красоты.
Еще важно отметить, шаг за шагом следуя по холстам ЕЗ, что смотрение на
них - это пребывание за пределами повседневности в лаконичности и
чистоте
форм. Для ее работ характерно появление тонких элементов мира ,
мечтательность,
нежность, сосредоточенность души. Птицы и Животные не просто разумны,
они
связаны с человеком непосредственно, они как будто и есть проявление
его
состояния.
Музыкальность. Цвет звучит-просвечивается, как будто переносятся
светоносные элементы. Так после грозы проясняются небеса ,
проламываются
солнечными ладонями, образуя сложную тонко-связанную цветовую гамму.
Модуляции
света втягиваются в картину, отрешая от привычных черт. Как будто дано
наблюдать другие небеса , чистую душу.
Спокойная живопись ЕЗ не стремится
удивить, поразить или смутить зрителя. Она приглашает его вместе с ней
обратиться к свету, заключенному в каждом из нас.
Когда-нибудь человека
охватывает сиреневый сумрак. Воздух, воды, глаза - все наполнено
одиноким
миром, ожидающим рожденья нового чувства , случайного прикосновенья к
сердцу...
Аристотель заметил, что искусство говорит не о случившемся, но о том,
что
могло бы случиться.
Это сны, это мечты, это любовь.
Приветствую хрупкий
мир этого утонченного художника, уходя от его работ на улицу, где
моральная
ценность поступка определяется в зависимости от его практических
последствий.
Но на сердце светло золотится пыльца с задумчивых образов прозрачного
мира.
Е. Поспелов.
На полотнах Лены Зарубовой часто изображено полное звезд небо, а глаза
ее персонажей мудры и печальны. Ткань ее живописи мерцающая и нечеткая,
словно в воспоминании или сновидении. В этом зыбком пространстве
у человека есть друзья - птицы и животные, чаще всего коты и кошки.
Ее картины - это грустные притчи о человеке и мире, который следует
познать.
А. Чудецкая
Живопись Елены Зарубовой, московского художника
поколения 1980-х
гг.,узнаваема с полувзгляда. Настолько ярок и необычен творческий дар
этого мастера. Ее работы искренни по своей природе, поэтому даже самый
незамысловатый мотив с полуслова кисти обретает магнетическую силу
неизъяснимого очарования, полного простых и вместе с тем глубоких
чувств любви, гармонии, взаимопонимания, сострадания.
Образ мира, создаваемый художником, подчеркнуто нетронут:
герои безмолвны, их шаг неслышим, природа божественна чиста. Весь мир
словно замер, увидев в отражении самого себя, и ни одно движение не
нарушает безмятежную гладь волшебного зеркала холста. Вся природа
исполнена завораживающего единства, вся стихия приведена в уникальное,
почти вселенского размаха равновесие, внутренне сосредоточенное и
одновременно открытое вовне. Подобное состояние, абсолютно лишенное
суеты повседневности и забот о всегда отдаляющемся будущем, ни один
художник не смог бы передать, не ощущая его в полной мере.
Наперекор законам вещественной достоверности, разбившим
некогда творческий мир на искусство конкретное и искусство абстрактное,
Зарубова следует законам интуиции и воображения, приводя в работу
хрупкий механизм подсознания, дающего только п р е д о щ у щ е н и е
окружающей действительности, без оптических аберраций и следов
искусственного вмешательства. При таком подходе картина мира предстает
в неожиданных с точки зрения чувственной реальности формах, окрашенных
в каждом случае глубоко личным переживанием.
Поэтому в произведениях Елены Зарубовой все так бесхитростно
и неправдоподобно просто: люди летают, птицы и звери разгуливают сами
по себе как ни в чем не бывало, занимая подчас первый план композиции.
Здесь нет границ и чувство свободы безмерно. Здесь каждый может
дотянуться до звезд и осветить ими свой дом. Волшебство происходящего
разлито повсюду: в мерной, почти ритуальной, поступи женских фигур,
бесплотных, почти детских, немыслимо невесомых, в изысканной грации
задумавшихся кошек и собак, в ярком оперении райских птиц, в мерцающей
гамме лилового, малинового, розового, бирюзового, голубого, оранжевого,
расцветившей мир всеми красками радуги. Красота мира, запечатленная
художником, сравнима лишь с магией снов, запахов, воспоминаний, в
которых радость сливается с тихой грустью, навеянной предчувствием
невозвратимости первоначала.
Что касается стиля, то живопись Е.Зарубовой, преломляющую в
себе отзвуки средневековой культуры, традиции символизма и
примитивизма, можно отнести к интуитивному постмодернизму,
представленному, скажем, такими мастерами, как Вл. Яковлев, Л.Пурыгин.
Но при всей условности любой стилевой тенденции, в том числе и
названной, не возникает сомнений, что Елена Зарубова - одна из немногих
художников, возвращающих искусству его исходное предназначение, а
именно, быть одной из форм жизненной практики, дающей, возможно,
единственный ключ к постижению происходящих во времени событий.
Инесса Курышкина
«…Из
предчувствий великих таинств
И из благоуханий
лета
Ты – живая
и необитаемая,-
Мною созданная
планета…»
А.Виталь
Художник
Елена Зарубова – пример обретения
«золотой середины» в эпоху
крайностей. Ее место в искусстве четко
определено - оно между самим собой внутренним
и самим собой внешним. Как нельзя уйти
в себя и пренебречь миром, так и нельзя
погрузиться во внешнее, позабыв о себе.
Сделаться понятным себе и людям –
сложная, но увлекательная задача. И
Елена Зарубова с ней, на мой взгляд,
прекрасно справилась.
Судя
по работам, художница осознает свой дар
как прежде всего духовный. Она далека
от какой-либо конъюнктуры, интуитивна
и бесстрашна в своих поисках.
Мягкий
свет на полотнах Зарубовой - свет любви
и покоя, обретенного счастья и
умиротворенности – идет из глубины
детства, из той поры, когда человек еще
полностью слит с окружающей его вселенной.
Когда мир населен говорящими животными,
когда ночное небо усыпано взаправдашними
бриллиантами, и по нему можно полетать
верхом на птице или на облаке...
С
годами ощущение мистической слитности
ослабевает. Все больше вовлекаясь в мир
взрослый и светский, заменяя образы
словами, символы –знаками, уповая только
на интеллект, человек теряет связь с
тем океаном, что некогда подпитывал его
мечты. Научившись быть законопослушным
гражданином, родителем, работником, он
медленно, но верно отучается понимать
мир, понимать себя. Но бессознательное
никуда не делось, оно врывается в человека
через сны и видения. Беспокоит, упрекает,
зовет. «Чур меня!» - отмахивается
человек и забывает: жить в забытьи проще. Хорошо выразила это поэтесса
А.
Виталь: «Разучились мы чувствовать
пятками».
На
мой взгляд, творения Елены Зарубовой
помогают зрителю ни больше, ни меньше
– найти дорогу к океану первоначальных
мыслеобразов и основных инстинктов,
дорогу к самому себе внутреннему. Образы
на ее картинах глубоко символичны и как
таковые многозначны и мистичны. Они
словно говорят: «А помнишь, когда
тебе было пять, шесть, семь?..»
Всмотритесь и вы обязательно все
вспомните. Первую в жизни грозу с цветом
неба как в «Яблоневом саду»,
бабушкин дом, к которому летит «Красная
птица», запах свежесрезанных цветов
и мамин облик из «Двух букетов»…
И
это будет своеобразным тестом на
«окультуренность» – в той мере,
в какой вы имеете доступ к бессознательному
своего детства, вам и будут понятны
работы Елены Зарубовой. Не обижайтесь,
ведь еще А. Шопенгауэр сказал, что
«произведения художников содержат
клад глубокой мудрости. Каждый, кто
созерцает художественное произведение,
должен сам привнести в него нечто, чтобы
обнаружить эту мудрость: он извлекает
из каждого творения лишь столько, сколько
позволяют его способности и образование».
Я думаю, главное, что требуется для
понимания работ Елены Зарубовой – это
способность вернуться в детство. Ощутить
себя пятилетним, босоногим, непослушным,
убежать к океану, чтобы искупаться в
прибое, глотая соленую воду, обсохнуть
на берегу, а потом, слушая крики чаек и
кидая камешки, рассмотреть очертания
корабля на линии горизонта.
Именно
такое мировосприятие поможет вам обрести
утраченную некогда цельность, восстановит
связь с миром, срезонирует с глубоким
и неисчерпаемым пластом души и наполнит
жизнь новым смыслом.
Открыв
для себя древние истины, вы больше не
сможете жить по-прежнему, не сможете
остаться обыденным, правильным и скучным
взрослым, потому что узнаете, что себя
предавать нельзя, как нельзя предавать
родителей, сестренку или братишку,
собаку и кошку, живущих рядом, птиц,
поющих на плече, свои сны и светлые
детские мечты.
Елена
Зарубова дарит зрителям не просто память
о детстве, но и способ детского
мировосприятия – предельно эмоциональный,
интуитивный, глубинный. У самой художницы
отношение к созерцаемому особенное –
теплое, проникновенное, наполненное
трепетом и восхищением. Любовь существует,
напоминает нам Зарубова, и бывает разной
– сине-золотой, нежно-сиреневой,
розовато-желтой, она отражается в
разноцветных стеклышках, белой птицей
парит над землей, брезжит в облаке
сновидений и случается наяву. Нужно
только захотеть ее увидеть, и, рассмотрев,
сделать шаг навстречу – открыть свое
сердце.
Елена
Зарубова творит, умножая сумму духовного
в мире. Это ли не самая важная задача
для художника и просто для человека?
Лилия
Гарипова.